Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie и Политикой обработки персональных данных
ОК

Nord Star

Экспертное заключение: Nord Star 33+ vs Targa 32 vs Sargo 33 vs Jeanneau NC 11 vs Marex 330 vs Merry Fisher 1295
Здравствуйте! Я Лилия Каратаева, яхтенный брокер, и сегодня у меня нелёгкая задача – сравнить для вас шесть замечательных катеров. Представьте себе: шесть претендентов выстроились у причала, каждый со своим характером и «семейными традициями». Это Nord Star 33+, Targa 32, Sargo 33, Jeanneau NC 11, Marex 330 Scandinavia и Jeanneau Merry Fisher 1295 Fly.
Разберёмся по пунктам – мореходность, ремонтопригодность, комфорт, ликвидность, стоимость и имидж – с лёгким юмором и одесской метафорой, чтобы не было так грустно на фоне кризиса тратить деньги. Будем помогать частному покупателю, берущему катер в лизинг в РФ, не утонуть в море выбора. Пристегните спасжилеты юмора – мы отчаливаем!
Мореходность (ходовые качества и мореходность)
Начнём с того, как эти катера держатся на воде и переносят капризы морской погоды. Тут у нас явное разделение на «северный десант» и «южных дачников».
Финская троица (Nord Star, Targa, Sargo) – это такие суровые скандинавские парни одноклассники - «внедорожники» моря. Они проектировались для Балтики, Норвежского побережья – мест, где волна может дать прикурить. Targa 32, как старший в этой семье, вообще носит титул изобретателя концепции «скандинавский джип» для воды . Этот катер – фаворит профессионалов, пограничников, рыбаков, да и просто энтузиастов, которые выходят в любую погоду. Targa 32 выглядит угловато-коробочной, словно броневичок, и даже предлагает небольшой верхний пост управления (по сути, мини-флайбридж) – единственный среди всех в нашем списке. Волны он не боится: корпус глубокого V, 32–46 узлов максималки в зависимости от моторов – разбежка серьёзная . В шторм скажет волне: «Ну, давай потанцуем!» – и пойдёт рубить волну. В результате мореходность у Targa легендарная: оригинал есть оригинал, многие пытались копировать, да не вышло.
Nord Star 33+и Sargo 33 – младшие скандинавские кузены Targa, родом всё из той же западной Финляндии. По части мореходности они тоже молодцы. Nord Star 33+ не зря называют всепогодным «SUV на воде». Он сочетает утилитарность патрульного катера с азартом спортивного: легко разгоняется до 45 узлов, крейсерские 28–30 узлов держит без напряга. Мореходные качества отменные, управляется остро, на волну идёт мягко для своего класса. Эксперты прямо называют его «скоростной спортивный крейсер» с отличной динамикой. Sargo 33 ничуть не отстаёт: у него длинная ватерлиния и прочный V-корпус, что обеспечивает приятный ход даже в сложных условиях на скоростях до 40 узлов . Категория у Sargo – B (Offshore), то есть открытое море ему по зубам . Все три – Nord Star, Sargo, Targa – дадут фору большинству обычных прогулочных катеров, если начнётся качка. На них можно уверенно идти через Ладогу или Финский залив, зная, что лодка выдержит больше, чем ваши пассажиры 😊.
А что французские родственники? Jeanneau NC 11 изначально задумывался как лодка для северных вод – при своём появлении в 2011-м он даже «Европейскую лодку года» выиграл. То есть мореходность у него неплохая: достаточно низкий центр тяжести, умеренный V-корпус, чтобы и по волне идти, и экономично глиссировать. Но всё же NC 11 – это скорее комфортный круизер для приличной погоды. В шторм он предпочёл бы спрятаться в марине, попивая горячий кофе, пока финны гоняют волны. Jeanneau Merry Fisher 1295 Fly – новейший французский флагман – тоже больше про спокойные семейные круизы, но надо отдать должное: инженеры сильно постарались, чтобы 41-футовый корпус на тройке подвесных моторов уверенно чувствовал себя в море. В тестах отмечают, что 1295 Fly манёвренный, чуткий на руле и мягко гасит волны, когда те встречаются на пути. Тройной запас мощности (три по 300 л.с. на транце) позволяет разогнать почти 9-тонную махину меньше чем за 10 секунд на глиссер  – волне сложно что-то сделать такому напору. Конечно, на ровне с Targa по штормостойкости Merry Fisher не будет – всё-таки стеклянных дверей и сложных систем много, да и категория, скорее всего, С, не В. Но для прибрежных путешествий и разумных выходов в море у Merry Fisher 1295 потенциал отличный: и летний прибой покатать, и порадовать скоростью в тихую погоду.
Норвежский Marex 330 Scandinavia поставим особняком. Он как воспитанный скандинав: в шторм, конечно, тоже выйдет на работу, но без лишнего геройства. Marex 330 – обладатель премий «Best for Family 2021» и «European Powerboat of the Year 2022» , а получают такие награды обычно лодки, умеющие балансировать всё понемногу. Ходовые качества у него очень достойные: 10,5-метровый корпус, 21° килеватости на транце, скоростной диапазон порядка 30–40 узлов в зависимости от двигателей – вполне на уровне финнов. Правда, Marex больше ориентирован на комфорт, об этом ниже, и на бешеную волну лезть не мотивирует – стеклянные двери, солнечные панели на крыше… Зато при умеренном волнении даст вам и скорость, и безопасность. Как говорится, «наши люди в булочную на такси не ездят» – а на Marex 330 в шторм лишний раз не пойдут. Однако морского характера у него не отнять: норвежская школа, в конце концов. Если уж вы попали в волну, он её переживёт достойно, просто попросит потом отогреть его и хозяев глинтвейном в тёплой каюте.

Вывод по мореходности: для частого хождения по большим водоёмам и в любую погоду первые кандидаты – Nord Star, Targa, Sargo. Это крепкие орешки: всепогодные, с отличной управляемостью и большим запасом прочности. Если планируются выходы в Финский залив осенью или, скажем, в Эгейское море с его мелкой противной волной, эти скандинавы дадут чувство уверенности. Jeanneau 1295 тоже может больше, чем кажется, но психологически его образ – скорее «солнечные дни и тихие бухты», чем «шторм на отмели». Marex 330 – золотая середина: и в острые зубы стихии при случае не ударит в грязь лицом, и на спокойной воде будет мягким и приятным. NC 11 же – добротный середнячок: на волну выйдет, но без экстрима, всё-таки возраст и класс сказываются. Как я говорю клиентам: хотите катер, который скажет вам «Не волнуйся, я тебя не подведу» – берите финна; хотите, чтобы катер спрашивал «Может, переждём непогоду?» – это про француза. Каждый прав по-своему.
Ремонтопригодность и обслуживание
Теперь о том, что ждёт вашего корабелочку «под капотом» и у причала сервисного центра. Чем придётся заниматься чаще – чистить карбюраторы или читать мантры Volvo Penta? Тут снова северяне против южан, и подвесники против дизелей.

Начнём с сердца лодки – двигателей и их обслуживания. Nord Star 33+ в стандартном варианте оснащается двумя дизелями Volvo Penta D6 по 440 л.с. – мощными, современными, со стер Drives DPI. Надёжная штука, но требует к себе уважения. Владельцы отмечают, что обслуживание двух стационарных дизелей с колонками – дело хлопотное и недешёвое: регулярные сервисы Volvo стоят денег, да и добраться до некоторых узлов двигателя в трюме непросто . Представьте, вы в машинном отделении, как йог, пытаетесь открутить фильтр – вот это оно. Завод Nord Star знает проблему и предложил альтернативу: версию 33+ с подвесными моторами. Подвесники (outboards) – это вообще тренд последних лет. На той же Targa 32 теперь тоже можно поставить два подвеса (новинка последних версий). Подвесной мотор проще в сервисе: он снаружи, до него хоть с лодки, хоть с воды доберись; в крайнем случае снял и отправил в сервис. Jeanneau Merry Fisher 1295 как раз идёт только с подвесными – тремя мощными Yamaha. В плане обслуживания – да, менять масло и импеллер на трёх моторах вместо двух, конечно, больше работы, зато ремонтопригодность отличная: любой толковый моторист по Ямахе или Меркури знает, куда свечку вставить. А если серьёзная поломка – заменил целиком двигатель, и поехали дальше. Не зря производитель Nord Star прямо говорит: для тех, кто хочет легче сервис – есть версия с подвесниками. Правда, уточняет: «она больше для прибрежной эксплуатации». Переводя с языка верфи: на подвесных моторах вы чуть проиграете в дальности хода и, возможно, морском характере (дизельные «сердца» всё же тянут равномернее в тяжёлой волне). Но для многих частных владельцев в России это приемлемый компромисс: чуть меньше океанского размаха, зато проще жизнь инженера.

Targa 32 и Sargo 33 пока традиционно предлагают стационарные дизели Volvo (различной мощности, от D4-270 до D6-440, можно выбирать). Там всё примерно как у Nord Star: две «Вольво» в трюме – готовьтесь дружить с сервисменом Volvo Penta. Хорошая новость: моторный отсек у Targa/Sargo обычно спроектирован удобно (насколько это возможно в 32–33 футах). Плохая новость: стоимость запчастей Volvo в последнее время растёт не по дням, а по часам, особенно если возить в РФ. Сервисные центры Volvo Penta в России, правда, есть – в Питере, в Москве, в крупных маринах – и эти моторы весьма распространены, так что схему ТО наладить можно. Но бюджет закладывайте: масло, фильтры, работа – всё будет «по-яхтенному». Зато дизель экономичнее на крейсерских переходах, а ресурс мотора – тысячи часов, что для лизинга (5-7 лет владения) значит, скорее всего, двигатели и половины ресурса не выработают.

Jeanneau NC 11 шёл с парой Volvo D3 по 200 л.с. либо одним D6 (в ранних версиях). Тут сервис ещё проще: маленькие моторчики, меньший объём – и доступ к ним, как ни странно, может быть даже лучше (лодка шире, двигатель компактней). NC 11 – продукт массового производства, там старались сделать удобно пользователю: и фильтры в доступе, и диагностику любой дилер Jeanneau (раньше) мог провести. Сейчас официальный Jeanneau дилер разве что во Владивостоке да в Сочи где-нибудь остался, но и без него проживём. Все агрегаты стандартные: дизель Volvo, генераторы Cummins/Onan, электрика тоже не инопланетная. Так что ремонтопригодность NC 11 можно назвать хорошей, особенно учитывая простоту конструкции по сравнению с навороченными новыми моделями. Правда, есть нюанс – лодка-то не новая (годы выпуска ~2011–2017), у конкретного экземпляра многое зависит от предыдущего хозяина. Может достаться ухоженная – и тогда только регламент лей, а может – с сюрпризами по электричеству, течам, пластик чуть «стареет». Но опять же, ничего экзотического – любую деталь, от помпы до шпильки, можно подобрать аналог. В крайнем случае, площадка itBoat или авито-маркет бу-деталей вам в помощь.

Marex 330 – штука поначалу редкая, но весьма продуманная. Норвежцы вообще молодцы в деталях: у 330-й Marex, к примеру, огромный акцент на энергоавтономности (солнечные панели на крыше – меньше возни с генератором), да и доступ к системам старались упростить. В отзывах владельцев Marex хвалят качество сборки – мол, «все мелочи для людей сделаны» (это как раз про Nord Star тоже говорили , но у Marex не хуже). Под пайолами – аккуратные коммуникации, маркеры на проводах, шкафчики – с доводчиками. То есть шанс, что что-то отвалится в первые годы, минимален. Двигатели на Marex 330 могут быть разными: и Volvo D6, и Mercuiser Diesel. Есть версии на бензине (Mercury 6.2 V8, как ни странно для европейской лодки) – вот тут задумайтесь: бензиновые 300-сильные V8 потребуют специфического обслуживания и хорошего топлива, в РФ с маринами, где есть 98-й бензин, не густо. Лучше брать дизель. Ремонтопригодность Marex оцениваю как высокую – как минимум за счёт отличной документации и поддержки верфи. Даже если официальный дилер вдруг не поможет, всегда есть связь с заводом, каталог деталей и т.д. Но, конечно, стоимость этих удовольствий соответствующая: Marex – премиум-сегмент, официалы будут ломить ценник за сервис так, будто это «Мерседес» среди лодок (в чём есть доля правды).

Jeanneau Merry Fisher 1295 Fly – представитель ультрасовременных тенденций. Три подвесных мотора – с точки зрения рядового сервисмена это праздник: подвесники Yamahа, каждые 100 часов ТО, по отдельности легче и доступнее, чем один тяжёлый дизель. Можно даже у дилера лодочных моторов обслуживаться, не нужны навыки работы с судовыми стационарными установками. Но кроме моторов, в 1295 куча электроники: системы сдвижных дверей, откидная терраса (бортовая платформа откидывается гидравликой), три дисплея, цифровые приборы – вот где потенциально ахиллесова пята. Французы постарались, чтобы всё работало как часы, но мы знаем: чем больше наворотов, тем больше шанс, что какой-нибудь датчик или сервопривод потребует внимания. Решается обычно обновлением прошивки (если у вас есть доступ к дилерским приборам) или «колхозным методом» – отключить лишнее и пользоваться вручную. 😅 Впрочем, пока модель новая, надеюсь, все системы будут радовать. А если что – через Турцию запчасти Jeanneau достать можно, была бы виза и знакомый таможенник.

Особенности эксплуатации в РФ: Все эти катера – импортные, и прямой заводской поддержки многие верфи сейчас не оказывают из-за известной геополитики. Но российские компании-импортёры не дремлют: параллельный импорт в яхтинге освоен не хуже, чем в авто. Есть в Питере фирма, которая и Nord Star привезёт, и Sargo починит – те же Yachts Expert или Nord Star Russia. Запчасти Volvo, фильтры, масла – всё доступно. Так что ремонтопригодность в контексте РФ скорее упирается в ваш бюджет и терпение, чем в принципиальную возможность что-то отремонтировать. Финские «джипы» (Targa/Sargo/Nord Star) сконструированы относительно просто: в них меньше электроники, больше ручных клапанов, надёжная механика. Французские и норвежские (Jeanneau/Marex) имеют больше комфорта, но и больше систем, требующих ухода. Важно понимать: лизингодатель, скорее всего, обяжет вас соблюдать регламент ТО, чтобы сохранить гарантию и остаточную стоимость. Для Targa/Sargo/NordStar это значит – искать сервис, специализирующийся на Volvo Penta (благо они есть). Для Jeanneau/Marex – плюс электронику проверить, кондиционеры, генераторы обслужить. Merry Fisher 1295 – вообще первый в нашей выборке по степени “навороченности”, возможно, придётся даже приглашать зарубежных спецов для сложных случаев (по крайней мере в первый год, пока российские мастера не набьют руку).

Зато есть у Merry Fisher и Nord Star с подвесниками один жирный плюс: зимнее хранение и сервис двигателей значительно проще. Подвесные моторы можно поднять из воды, консервировать отдельно, не надо думать про дренаж охлаждайки в корпусе и пр. А скажем, у Targa или Sargo – придётся на зиму либо отапливать трюм, либо тщательно сливать воду с системы, соблюдать все процедуры, иначе весной вместо выхода на воду будет поход в сервис менять лопнувший теплообменник. Впрочем, это я уже ухожу в дебри. Скажу проще: любите покопаться в технике сами – финские катера дадут вам это удовольствие (они более «аналоговые»); предпочитаете отдать ключи официальному сервису и получать всё готовым – любой из этих катеров этого достоин, просто счет придёт разный.

По ремонтопригодности расставлю так: 1 место – подвесники (Merry Fisher 1295 и Nord Star OB-версия), 2 место – классические финны (проще конструкция, но сложнее доступ к двигателю внутри), 3 место – Marex (качество супер, но эксклюзив, хоть и редкий, а значит не на каждом углу специалист), 4 место – NC 11 (старичок, но может уйти на пенсию не скоро при должном уходе). На последнем месте никого не хочется ставить – все достойны. Разве что отмечу: покупать очень бэушный NC 11 и пытаться чинить его «на коленке» – задача для энтузиаста с прямыми руками. Новые же катера поначалу в ремонте не нуждаются, только в обслуживании.

Комфорт и планировка
Теперь о приятном: насколько уютно чувствует себя владелец и гости на борту, есть ли где прилечь, присесть, выпить чашечку кофе, пока за бортом шторм (который, как мы выяснили, финны презрительно игнорируют). Тут у нас битва философий дизайна: скандинавская утилитарность vs. европейский комфорт, плюс в одной команде притаился Marex, сочетающий и то и другое.

Начнём с внутреннего пространства. Jeanneau NC 11 и Merry Fisher 1295 Fly – представители французского подхода «просторно и светло». У NC 11 огромные окна вокруг салона, трансформируемая мебель – обеденный уголок можно переставлять, спинки разворачивать. Две каюты, причём мастер-каюта носовая с большим островным ложем, вторая – гостевая под салоном. Для 34-футовой лодки это здорово – у конкурентов подобного размера (финнов) вторая каюта обычно более тесная. В NC 11 всё-таки салон во всю ширину, без обходных палуб по бортам, поэтому внутренняя ширина 3,7 м – там действительно ощущение объёма, как в хорошем номере отеля. Но вот прогулки по палубам чуть сложнее: выйти на нос можно либо через сдвижную дверь у рулевого и узким проходом (по правому борту), либо через корму вокруг. Это компромисс дизайна – комфорт интерьера в ущерб внешней эргономике. Зато для отдыха внутри NC 11 – милое дело: стол, камбуз с полным набором (плита, холодильник), диваны, всё как надо. Отдельный душ с туалетом – присутствует, причём даже два санузла на две каюты (редкость для этой длины). За это NC 11 и ценили – «квартирка на воде», уютная и практичная.

Merry Fisher 1295 Fly – это французский подход, возведённый в абсолют. Представьте: 41 фут, три полноценные каюты! Да-да, три отдельные каюты ниже – мастер-каюта на носу с собственной ванной (душ в стеклянной кабинке, электротуалет – всё как положено), и две гостевые по бокам, которые делят второй санузел . Шесть постоянных спальных мест – уже мини-отель. В салоне – снова панорама 360°, кругом стекло, свет, раздвижная дверь на кокпит широченная, плюс рядом с рулём боковая дверца – шедевр для удобства шкипера (вышел мгновенно на борт, швартовку принять) . Камбуз в Merry Fisher вынесли к корме салона и сделали барную стойку, которая через окно подаёт прямо в кокпит . В кокпите же – диван трансформер: его можно сдвигать вперёд-назад, чтобы то увеличить кокпит, то освободить доступ к моторам . Есть шикарная откидная терраса (бортовая панель откинулась – и образовалась купальная площадка над водой или просто расширение кокпита) . На носу – огромный солярий с регулируемыми спинками + диванчик и столик, то есть носовая палуба тоже жилая зона . И это ещё не всё – у нас же Fly! Поднимаемся на флайбридж: наверху второй пост управления с креслом, рядом небольшой диван, ещё дальше – место под мини-бар и большой солнечный матрас . Конечно, это не гигантская «пентхаус-палуба» как на 50-футерах, но для 41 фута – очень приличный флай (посидеть 4–5 гостям можно, рулевому не скучно). При этом хитрые французы сделали лестницу на флай складной: не нужна – откинул к стенке, и она не съедает место в кокпите . Вот за эту функциональную магию Merry Fisher 1295 и хвалят: за те же ~500 тыс. фунтов, что стоит такой катер, конкуренты дадут либо меньше места, либо меньше опций. Простор, трансформеры, супер-продуманная планировка – тут комфорт на первом месте. Минус: за все эти раскладушки и сдвижные механизмы платим сложностью конструкции (см. раздел про ремонт 😊) и, возможно, чуть менее «яхтенной» атмосферой – всё-таки дух рыбацкой серии Merry Fisher ощущается, просто очень хорошо приодетый рыбак пришёл на бал.

Теперь контраст – финские бойцы: Targa, Nord Star, Sargo. Тут философия другая: безопасность, практичность и опять безопасность. У всех трёх – полный круговой обход по палубе (wide side decks). Что это значит? Что ширина каюты пожертвована ради внешних проходов. Например, ширина Nord Star 33+ – 3,4 м, но от борта до борта внутри меньше, потому что по обеим сторонам идут дорожки с поручнями. Зато по палубе можно бегать, швартоваться – красота. Ценой этого – более компактный салон и каюты. В Nord Star прямым текстом отмечено: внутренние помещения грамотно спроектированы, но по ширине уступают лодкам аналогичной длины без боковых палуб . Однако финны говорят: «это плата за удобство и универсальность, безопасность превыше всего» .

Targa 32 внутри самая спартанская. Её даже журналисты MBY называли «самая традиционная, коробкообразная, интерьер отделан красиво, но по планировке – тесновато». У Targa 32 внизу две каюты очень компактные, санузел есть. Зато на палубе – целый рабочий плацдарм: просторный круговой проход, огромный открытый кокпит (у Targa сзади нет встроенного дивана, только съёмные – зато пространство как на рабочем катере). Можно грузить снасти, возить квадроцикл – шутка, конечно, но близко к правде. Кстати, у Targa 32 опционально есть крошечный флайbridge: рулевое место сверху над рубкой. В хорошую погоду – мечта капитана, в плохую – никто туда и не полезет. Ни Nord Star, ни Sargo таких верхних постов не имеют (в этом «фишка» Targa). Sargo 33 и Nord Star 33+ по комфорту шагнули вперёд. Они постройнее, покрасивее внутри. Интерьеры посовременнее, мебель помягче. В Nord Star 33+ вообще хвалят отделку и дизайн – «скандинавский уют». Две каюты тоже имеются: носовая с V-образной кроватью, кормовая под салоном – часто даже с тремя спальными местами (у Sargo, например, стандартно три койки и диванчик в средней каюте). То есть семей из 4–5 человек разместится. Салон у Nord Star и Sargo – с большим столом, диваном, сиденьями, которые можно развернуть по ходу, компактным камбузом. Причём и Nord Star, и Sargo предлагают удобную штуку: заднюю дверь на корму. В рубке, прямо по центру задней стенки, дверь – открыл и ты уже в кокпите. У Targa такого нет (там только боковые сдвижные двери). Казалось бы, мелочь, а реально жизнь облегчает: нет ощущения «отгороженности» капитана от гостей, и проход сквозной сквозь лодку появляется. В кокпите у Sargo сразу L-образный диван встроенный, у Nord Star тоже есть стационарный диванчик. То есть они больше про отдых, чем Targa, где кокпит – рабочая платформа.

Однако по роскоши и простору финны, конечно, уступают французам и норвежцу. Представьте: вы заходите в Nord Star 33+ – аккуратно, добротно, но чувствуется, что каждый сантиметр на счету. Ширина салона чуть за 2 метра, ходить можно, но плечами стены не раздвинешь. А в Merry Fisher 1295 салон – словно гостиная, можно танцевать (ну, почти). Отделка: у Nord Star/Sargo всё очень качественно, но минималистично. Древесный шпон, противоскользящее покрытие, мебель крепкая, однако никаких тебе мраморных столешниц. Более того, в ранних Nord Star 31 журналисты замечали недостатки: мол, шкафчики без доводчиков, крышка раковины тяжёлая, снимается неудобно – у Sargo сделано изящнее. Верфь Nord Star, кстати, учла критику и в 33+ улучшила детали, но кое-где Сарго всё равно впереди по мелочам. Targa же вообще про другое: там «роскошь» – это тик на палубе да кожа на сиденьях, остальное утилитарно.

Marex 330 Scandinavia… Хоть по длине он как Nord Star, по духу ближе к Merry Fisher, только в скандинавском стиле. Это очень комфортный катер. Его называют «королева моря», и сравнивают с роскошным отелем. Планировка: две большие каюты с высотой потолка, как в хорошем отеле – так и пишут, мол, «под палубой две каюты с высоким потолком, отдыхать комфортно, как в отеле». Большая ванная комната с душем, куча мест хранения – даже предусмотрено куда сунуть велосипеды и сёрфы! В салоне – класс: дверью можно отгородить кокпит, либо распахнуть как студию, совмещая с кормовой площадкой. Кокпит, кстати, рассчитан на 10-12 гостей (если просто дневная прогулка), места хватит – модульная мебель, трансформеры. Кухня оборудована по максимуму, приборная панель – двойная (все экраны дубль на флай и в рулевой, хотя у Marex… секунду, у 330 вроде флая нет, это закрытый hardtop, но люк есть). Тем не менее, Marex 330 – это про комфорт без компромиссов: и кондиционер, и отопление (в стандарте Webasto ставят), и изоляция – норвежцы умеют. В категории до 35 футов эту модель прям хвалили за продуманность: семь раз отмерили, каждую полочку проверили, чтобы жить и радоваться. Конечно, пространства как на 1295 Fly там нет – размер меньше. Но среди 33-футеров Marex самый просторный, особенно по ощущению (свет, эргономика).

Комфорт хода тоже отметим: финны на волне трясут меньше – их корпуса режут волну, но в тихую погоду, наоборот, могут показаться шумноватыми внутри (дизели рокочут). Merry Fisher с подвесниками: на малом ходу тишина, моторы за кормой, но на полном ходу вой трёх Yamaha, наверное, будет ощутим, хотя шумоизоляция достойная. Marex славится низким уровнем шума – там вклеена шумоизоляция, дизели потише работают. NC 11 – старичок с дизелями, думаю, не самый тихий, но приемлемо (на 30 узлах всё равно разговор на повышенных тонах).

Итого по комфорту: Если вам нужен плавучий дом, где семья не толкается локтями – французы лидируют. Merry Fisher 1295 – вообще мечта для дальнего путешествия с детьми и друзьями: места вагон, зон отдыха куча (кокпит, нос, флай, салон – разбредайтесь кто куда). NC 11 для пары или семьи из 3–4 человек – уютный вариант, особенно учитывая цену (он ведь дешевле новых конкурентов). Marex 330 – компромисс: размер поменьше, но классом повыше. Это как бутик-отель против сетевого: пространства чуть меньше, зато качество материалов, внимание к деталям – огонь. Nord Star 33+ / Sargo 33 – для тех, кто ценит функциональность: у них комфорт в мелочах, которые ощущаешь в деле. Например, безопасно выйти на нос – уже комфорт, когда не держишься в панике за все поручни. Или возможность принимать душ на открытой платформе (у Nord Star есть ниша с душем). Внутри у них тоже всё для жизни есть, просто без просторов: семья из 4 человек разместится, но гостям на ночь будет тесновато. Targa 32 – честно скажем, самая аскетичная по комфорту. Это лодка для драйва, рыбалки, работы, а не для «поваляться на диванчике». В каютах переночуете – и ладно. Зато Targa – единственная, где можно подышать воздухом за штурвалом на верхней палубке. В хорошую погоду это такой кайф – лететь 40 узлов, ветер в лицо… Остальные катеры предлагают закрытую рубку или полноценный флай (что тоже отлично, но ощущения иные).

Ну и отдельно отмечу мелочи: Nord Star и Sargo – молодцы, встроили массу полезного, от двойных поручней до калиток в леерах. На борту этих лодок чувствуешь: о, тут разработчики подумали «для людей» – крючочек, ящичек, всё под рукой. Marex со своей дверью-трансформером и огромными рундуками – вообще мечта организованного путешественника. А Merry Fisher – чемпион по развлечениям: хочешь – вечеринка на носу, хочешь – барбекю на транцевой террасе.

В общем, комфорт – понятие разное. Для кого-то комфорт – это не биться головой о дверь в качке (тогда финны вне конкуренции), а кому-то подавай king-size кровать и большую душевую (тогда Merry Fisher/Marex). Решайте, что важнее лично вам. В лизинг частнику я бы советовала: если планируете семейные отпускные круизы – присмотритесь к Marex 330 или MF 1295 (они дарят почти яхтенные удобства и пространство). Если же лодка для «каждых выходных, да на рыбалку» – Targa/Sargo/NordStar, там комфорт именно в эксплуатации, неприхотливости и защитe от стихии (круглый год можно ходить, отопители, всё дело). NC 11 – вариант для ценителей уюта за разумные деньги, кто не гонится за новизной и кому не нужно больше 2 кают.
Ликвидность (вторичный рынок и ценность)
Лизинг рано или поздно закончится, и наш покупатель захочет либо выкупить катер, либо продать и взять побольше/новее. Поэтому важно – насколько легко и выгодно потом избавиться (в хорошем смысле) от лодки. Тут вступают в игру брендовый престиж, редкость и репутация.
Targa 32 – безусловно, король ликвидности среди наших героев. Бренд Targa (Botnia Marin) – легендарный, у него есть круг поклонников, практически фан-клуб. Targa иногда называют «Bentley среди катеров до 40 футов» – за скромным видом ценители сразу видят высочайшее качество. На вторичке Targa котируются дорого. Пример: Targa 32 2013 года сейчас в Европе продаётся за ~256 000 € . Почти 10 лет лодке, а потеряла не так уж много от изначальной цены. Более того, в России из-за таможни такие б/у могут стоить как новые: тот же экземпляр 2013 г. при ввозе и оформлении обошёлся бы ~534 000 € (ужас!) – но находятся же покупатели, значит, ценят. На внутреннем рынке РФ Targa – товар штучный: если выставить, например, 5-летнюю 32-ю за разумные деньги, её из рук вырвут знающие люди. Да и за рубеж легко продать: мировая репутация позволяет.
 
Nord Star 33+ и Sargo 33 – бренды помельче в славе, но тоже уважаемые. Они дешевле новыми, так что на вторичке будут привлекательной альтернативой для тех, кто хочет «финн-пилотхаус», а на Targa бюджет не тянет. Nord Star, к примеру, новый стоил на ~£45k дешевле аналогичного Sargo , и чуть менее тщательно отделан . Можно предположить, что и продаваясь, Nord Star будет терять больше, чем Sargo или Targa. Однако! Сейчас поставки новых финнов в Россию усложнились, спрос сместился на вторичку и параллельный импорт. Так что вполне возможно, 2–3-летний Nord Star 33+ вы продадите почти за те же деньги, что брали, с учётом инфляции. Тем более Nord Star – марка, представительство которой (пусть неофициальное) активно в РФ на компании Nord Star Marine : есть сайт, дилер, реклама. Sargo чуть менее известен широкому кругу, но знающие оценят. В Европе Sargo ценят за качество; в России имя только набирает вес. Но рынок 33-футовых каютников у нас невелик, поэтому любой хороший экземпляр найдет своего покупателя. Ликвидность этих двоих я бы назвала хорошей, но не феноменальной: продать можно, вопрос в скидке. Думаю, за 3-5 лет владелец потеряет порядка 20% от цены (что для яхт нормально), а может и меньше, если евро будет расти. Подробности на сайте неофициального (пока) дилера в России Аквамото Ко
 
Marex 330 Scandinavia – вещь интересная. С одной стороны, Marex – премиум бренд, но в России не на слуху у масс. Это скорее для знатоков: тот, кто ищет Marex, знает зачем. После всех наград 2022 года о модели говорили много, клиенты по Европе в очередь стали. В РФ тоже появились – я видела, спрашивали. Редкость играет на руку: когда лодок мало, ценник держится. Но есть и риск: мало кто знает, что это за «Марекс» такой, а значит, аудитория меньше. Думаю, Marex 330 через 5 лет продастся за хорошие деньги, но понадобятся усилия брокера – донести до покупателя ценность. Зато лизинговой компании Marex понравится: качество высокое, через 5 лет он будет выглядеть свежо и техникой не убит, остаточная стоимость высокая (730k € с НДС в России при покупке новой!). Так что даже дисконтнув немного, в рублях сумма будет значительная. Проще говоря, Marex – для понимающих, но ценник свой удержит стойко. Подробности на сайте неофициального (пока) дилера в России компании Yachts Expert
 
Jeanneau Merry Fisher 1295 Fly – случай и простой, и сложный. С одной стороны, Jeanneau – один из самых массовых мировых брендов, ликвидность их лодок обычно средняя: рынок завален предложениями. Merry Fisher – линейка популярная, но 1295 Fly – совсем свежая модель, пока их мало даже в Европе. Те, кто хочет 1295, вероятно, купят новую у дилера в своей стране (в Европе очередь, но максимум год). В Россию официально новые Jeanneau сейчас не поставляют, значит, если вы привезёте 1295 Fly себе через лизинг, через несколько лет она будет чуть ли не единственной на рынке РФ. С одной стороны, эксклюзив – можно просить хорошую цену. С другой, покупатель подумает: а гарантия? а сервис? Лучше я за эти деньги возьму, например, б/у Princess или Galeon похожего размера. Тут уже столкновение имиджей (об этом в следующем разделе). То есть ликвидность MF1295 зависит от обстановки: если границы по-прежнему полузакрыты для яхт, вашу «Мэри Фишер» могут расхватать, ведь альтернатив новых 40-футовиков мало. Если же мир откроется и все ринутся брать новые импортом – б/у придётся скидывать в цене. История с меньшими Merry Fisher: модели 895, 1095 в России распродавались активно до 2022, и на вторичке держали цену слабо – много предложений, большой выбор. Но 1295 – всё же другой уровень, тут и конкурентов в РФ мало (разве что упомянутые Galeon 400 Fly или Beneteau GT45 б/у). Я бы предположила, что через 5 лет MF1295 потеряет в цене процентов 30 (как типичная массовая лодка), но опять же может сыграть валютный курс: в рублях ещё и выиграете. Лизингодателю, кстати, важно, что Jeanneau – раскрученный бренд, у оценщика вопросов не вызовет, и продать можно будет как минимум за остаток.
 
Jeanneau NC 11 – ну, тут всё ясно. Лодка достаточно старая (выпуск закончился, кажется, в конце 2010-х). На вторичке их полно в Европе. Средняя цена сейчас ~17,5 млн руб (около €170k) , тогда как новый в 2013-м стоил порядка €250k. То есть падение ощутимое, ~30-40% за 10 лет, что нормально. В России NC 11 продавались, и до сих пор проскакивают объявления – год назад видела 2015 г. за 15 млн руб (но с пробегом, конечно). Ликвидность NC 11 удовлетворительная: купив его б/у, вы много не потеряете – ресурс падения почти выбран, дальше он дешеветь сильно не будет, разве что до уровня 100k €. Но и заработать не выйдет – это массовая лодка, всем понятная. Зато продать можно довольно быстро: ниша «крейсер ~35 ft за 15-20 млн руб» всегда жива. Так что если цель – минимальные потери, NC 11 привлекателен. Но лизинг на б/у 10-летнюю яхту – редкое явление, обычно финансируют всё же новые. Да и кому захочется старый корабль на 5 лет лизинга – будете больше чинить, чем наслаждаться.
 
Обобщая по ликвидности: Nord Star  – безупречный выбор, если при продаже хотите чувствовать себя, как доллар в кризис: все бегут покупать, а он только дорожает 😊. Targa и Sargo – крепкая валюта, может, не резервная, но точно не фантик. Marex – инвестиция в премиум, при грамотном подходе вернётся с процентами (а может, и не уйдёт никуда – владельцы Marex часто так любят лодку, что не продают, пока новый Marex не закажут). Merry Fisher 1295 – лотерея, зависящая от рынка; но при любом раскладе, думаю, ликвидность будет неплохая: слишком удачная и свежая модель, чтобы залежаться. Проще говоря, все наши кандидаты – не «тысячники». В худшем случае потеряете, как на хорошем автомобиле, в лучшем – как на коллекционном ретро: ничего не потеряете, а то и приобретёте.
 
Лизинговая специфика: при выкупе остаточной стоимости выгоднее иметь лодку с высокой ликвидностью – тогда можно и перекредитоваться под неё, и обоснование банку легче. В этом плане Targa и премиум-скандинавы (Marex/NordStar/Sargo) будут выглядеть солидно: их стоимость подтверждается мировым рынком. Jeanneau тоже бренд известный, но эксперт-оценщик может заломить понижающий коэффициент за «массовость». Хотя кто его знает – иногда наоборот переоценивают. В любом случае, ликвидность – наш друг, и тут северяне лидируют.
 
Стоимость: цены новых и б/у, лизинг в цифрах
Поговорим о деньгах прямо. Сколько же стоят эти красавцы – новые, б/у, в Европе и в России – и что с ними происходит в лизинге. Приготовьте калькуляторы и валидол, цифры будут большие, но постараемся с юмором и тут.
 
Nord Star 33+ Patrol – удовольствие не из дешёвых. Новая лодка в базовой комплектации (2x Volvo D6-440) в Европе с налогами – более 400 тыс. евро. Доставка в РФ и наши налоги доводят цену до примерно €657 000. Для понимания: в одном обзоре честно пишут, мол, сумма ощутимая для 11-метрового катера, хотя владельцы уверяют, что он своих денег стоит . В России доступны схемы: либо оформлять судно на офшор (тогда не платим 20% НДС и пошлины), либо «растамаживать». Вот конкретный случай: демо-лодка Nord Star 33+ 2023 г. с доставкой в Турцию и офшорным флагом – €413k, а с постановкой на российский учет – €526 000 (при оплате наличными). Если же покупает юрлицо на ОСН (общая система, то есть с НДС) или лизинговая компания – цена для них ~631 000 € . Тут весь букет налогов, видимо. Так что лизинг влечёт уплату НДС, но есть и плюсы – юрлицо может его возместить, если есть какая-то хозяйственная деятельность.
 
Targa 32 – по европейским меркам сопоставима или чуть дороже Nord Star. Базовая цена на 2025 год около €320 000 (ex. works) за версию с минималками. В рублях это ~29 млн (так и указывал питерский дилер, Yachts Expert). Но это, скорее всего, “голая” лодка. С нормальными моторами, опциями Targa 32 подтягивается к €400k+ без налогов, а с VAT легко за €480k. Таможня и прочее – и вот уже имеем под €600-650k в России. Не удивительно, что на вторичке у нас Targa порой стоят дороже новых европейских: ведь кто-то заплатил эти пошлины. Например, Targa 32 2011 г. официально продавалась за 17 млн руб б/у – тогда как ей 10 лет. Но новых-то не ввезёшь – вот и держат цену.
 
Sargo 33 – по информации дилеров, новая в Европе €460 000 в базе с двумя D6-400 . Она чуть крупнее Тарги (36 футов против 35) и позиционируется как более комфортная, отсюда ценник. В России наверняка будет под 500+ после доставки. Пока Sargo редок на нашем рынке, но те, что завозились, в ценах близки к Nord Star. Думаю, ориентир – 50 млн руб за новый с учётом всего.
 
Jeanneau NC 11 – сейчас только б/у. Цены: в Европе €160–180k за хорошо сохранённые экземпляры середины 2010-х. В России они всплывают в районе 15–20 млн руб (что логично, курс+доставка). Если покупать напрямую из Европы – опять-таки плюс таможня ~40%+НДС, итого удвоение цены (как с той Targa вышло). Но можно схитрить: оставить под иностранным флагом и гонять по внутренним водам по временным ввозам. В лизинг NC 11, повторюсь, вряд ли возьмёшь – лизингодатели любят новое. Но вдруг – тогда сумма небольшая относительно других: ну €170k + расходы, допустим, €250k в рублях – примерно 25 млн руб. Для сравнения: лизинговый платеж на такую сумму (5 лет) будет ~500 тыс. руб в месяц. А на Nord Star за €600k – все 1,2 млн в месяц. Почувствуйте разницу, как говорится.
 
Jeanneau Merry Fisher 1295 Fly – заявленная цена в Европе около £500 000 с НДС , что примерно €550 000. Для 41-футового флайбриджа это очень заманчиво: конкуренты (типа Cranchi 40, Galeon 400) часто дороже на 100+ тыс. Но за счёт подвесников и «автомобильного» подхода Jeanneau держит цену. В России официально не купить, но можно под заказ через третьи страны. Некоторые компании уже предлагают: я видел на дальневосточных сайтах MF 1295 за ~65 млн руб под заказ, что эквивалентно €600–620k. Тут заложены все риски доставки. Если гнать через Владивосток, возможно, обойдётся дешевле (их там как катера для рыбалки позиционируют). Но предположим ~€600k итого. Лизинг – значит НДС 20%, итого для юрлица ~€720k, в рублях под 70+ млн. Цифры пугающие, но напомню: у нас и бензиновые яхты Sea Ray 40-футовые сейчас по 50-60 млн доходят, так что рынок перестроился на новый курс.
 
Marex 330 Scandinavia – норвежская вещь, дорогая, но стоящая. База от €303 570 (цена «от») – вероятно, без двигателей. В реальности, хорошо оснащённый Marex 330 с дизелями выйдет под €400k ex VAT. С немецким НДС (19%) – ~€476k. Доставка, пошлина… Вон, Yachts Expert пишет: Marex 330 с Volvo D3-220 (440 л.с. суммарно) обойдётся в России с доставкой и таможней ~735 000 € (при оплате по упрощёнке, без возмещения НДС). Если с НДС для компании – вообще 841 625 € . Схожая комплектация на меркуризерах 270 л.с. – €722k (УСН) или €826k (ОСН) . Цифры уже за гранью психологии, но такова реальность. Однако есть лазейки: Marex можно тоже оформить на офшор, тогда не платить наши налоги (кроме ввозной пошлины, если временно – можно и её не платить). Есть примеры продажи: Marex 330 2023 г. с бензиновыми Mercury V8-300 у нас предлагали за €468 000 в России – видимо, офшорный вариант, минимальная комплектация. А другой – с дизелями, наоборот, за €730 000 . Так что вилки огромные, будьте внимательны. В лизинг, скорее всего, пойдёт вариант с полной растаможкой (иначе залоговое имущество в офшоре – не каждая лизинговая компания согласится). Значит, готовьтесь к суммам ~€750k.
 
Давайте я резюмирую стоимость нового в удобоваримой форме, примерно в рублях (2025 год):
           •         Jeanneau NC 11 – не выпускается. Б/у ~17 млн ₽ за середнячок. Доступен, бюджетный выбор среди этих.
           •         Targa 32 – новый ~50–55 млн ₽ «под ключ» в РФ. Б/у 10-летний ~20–25 млн ₽ (если уже в РФ).
           •         Nord Star 33+ – новый ~55–60 млн ₽ в РФ . (В Европе ~40–45 млн ₽, но нам то что). Есть демо-варианты за 526k € (~52 млн ₽) .
           •         Sargo 33 – новый ~50 млн ₽ (плюс/минус). Пока мало данных, но базовая 460k € – считайте сами.
           •         Marex 330 – новый 50 млн ₽ (базовый, без налогов) и до 70 млн ₽ с нашими делами . Это прямо люкс-сегмент, сравнимо с Princess 35, хотя Marex короче.
           •         Jeanneau Merry Fisher 1295 Fly – новый около 60 млн ₽ (если суметь привезти). Лизинг с НДС – все 70+ млн.
 
Стоимость владения (топливо, стоянка) не буду подробно – но замечу: три подвесника Yamahа будут кушать 100–150 л/ч на полном ходу, а пара дизелей D6 – 120 л/ч на форсаже. То на то и выйдет, солярка правда дешевле. Стоянка 40-футового катера – ~1 млн руб в год в хорошей марине, учтите. Страховка – 1-1.5% стоимости. Лизинг требует КАСКО, так что тоже статья.
 
Для лизинга: Первоначальный взнос обычно 20-30%, дальше платежи. Приятный момент: для юрлица проценты лизинга относятся на расходы, экономя налог на прибыль, а НДС с лодки можно принять к вычету (если ОСН). Например, компания взяла Nord Star за 631k € с НДС  – потом 20% (~105k €) вернёт из бюджета. Физлицо таких плюшек не имеет, но многие оформляют через свою фирму, чтобы оптимизировать. В итоге стоимость владения через лизинг может оказаться даже выгодней, чем прямая покупка – особенно если рублёвая выручка, а платить можно по курсу. Но это уже разговор для финансового консультанта, я лишь брокер с шуточками 😇.
Имидж и эстетика
Наконец, субъективное, но важное – имидж. Каким вас будут видеть в яхт-клубе, в Instagram и в собственном воображении, когда вы кричите «Полный вперед!»? Здесь каждый катер – словно герой анекдота со своим характером.
 
Targa 32 – имидж сурового профессионала. Это катер для тех, кто в море не играет, а живёт им. Знаете, есть машины вроде Geländewagen без хрома, весь такой утилитарный? Вот Targa – из этой оперы. Внешне – коробочка с рубкой, никакого гламура. Зато знатоки прищурятся уважительно: «О, Тарга пошла…». Владелец Targa словно говорит: «Мне понты ни к чему, мне бы надёжность и море по колено». Это своего рода культовый бренд в узких кругах . Продаётся без рекламы – сарафанное радио всё делает. Конечно, на стоянке новички могут спросить: почему такой маленький, а такой дорогой? Но вам ли обижаться – объясните, что это «Роллс-Ройс среди морских джипов», что его береговая охрана Финляндии юзает, и вопрос отпадёт. Имидж Targa – консервативная надёжность, престиж для понимающих. В лизинге для бизнеса, кстати, тоже: никто не скажет, что вы бюджет транжирите на игрушки – наоборот, купили рабочую лошадку для суровых условий. 😁
 
Nord Star 33+ – имидж крепкого середняка с характером. Это тоже финский всепогодник, но с чуть более гражданским лицом. Бренд Nord Star Patrol у нас ассоциируется с рыбаками, северами, но и с комфортом. В пресс-релизе они сами себя назвали «водный внедорожник в салоне бизнес-класса»: мол, у Marex премиальности больше, у Nimbus семейности, а у Nord Star – характер и выносливость. Отлично сказано! Владельцу Nord Star необязательно борода и штормовка, он может быть и любителем семьи вывезти на пикник, просто хочет уверенности. В яхт-клубе Nord Star не так узнаваем, как Targa, но знатоки тоже отметят: вещь, Финляндия, качество. Имидж: практично, солидно, без показной роскоши. Цвета обычно строгие (белый корпус, тёмная полоса), выглядят современно. Если Targa – это такой “олдскул” морской волк, то Nord Star – более молодой и спортивный моряк, который и про семью помнит. В общем, репутация Nord Star последние годы растёт, их называют одним из лидеров класса, так что за имидж можно не волноваться – уважаемая игрушка.
 
Sargo 33 – темная лошадка (хотя чаще оранжевая полоска на борту 😅). Имя Sargo в России менее известно, но в Европе он конкурирует нос к носу с Nord Star и Targa. Имидж Sargo – надежный финский друг моря, с уклоном в комфорт. Даже личность: если Targa – суровый капитан, Nord Star – уверенный шкипер, то Sargo – это приятель-штурман, который и за штурвалом постоит, и анекдот расскажет. Внутри у него чуток повеселее обстановка, да и внешне дизайн помягче, чем у Targa. Отставаний в брутальности нет – если надо, Sargo тоже «порвет» волну. Просто марка не так раскручена. Для кого-то это минус: “Sargo? Это что, а, Minor назывался раньше? Не слышал…”. Для кого-то наоборот: не как у всех. Имидж у владельца Sargo может получиться даже слегка «underground»: мол, я выбрал не самый очевидный бренд, потому что знаю толк. В яхт-клубе 9 из 10 человек не отличат Sargo от Nord Star – у них силуэты похожи. Так что можно ловко поддерживать разговор: “Да, финский, мореходный, полный фарш”. И не ошибётесь.
 
Jeanneau NC 11 – элегантный француз с налётом ретро (уже). Когда-то в 2010-х NC 11 производил фурор своим дизайном: сдвижная крыша, большие окна – очень современно было. Сейчас такие решения везде, и NC 11 стал классикой. Его имидж – «уютный домик у моря». Без претензий на супер-яхту, но и не рыбацкий бот. Скорее европейский курортник: вечером стоит у причала в Ницце, владелец пьёт в кокпите бордо. В России владельцы NC 11 обычно люди практичные, которым нужна была комфортная каютная яхта за вменяемые деньги. Имидж у Jeanneau в целом – «хорошо, но не люкс». Зато марка известная: многие, далёкие от яхтинга, слышали “Женно” (ну или как там коверкают). NC 11 конкретно – довольно нейтральный имидж: никого не поражает, но всем приятен. Если продадите его и возьмёте, скажем, Marex, соседи по причалу скажут: о, вырос человек. А если наоборот – покачают головой, мол, зачем он с Marex пересел на простого француза. Такова правда восприятия.
 
Jeanneau Merry Fisher 1295 Fly – тут интересный феномен. Merry Fisher – имя, известное как фантомас на даче: то ли рыбак, то ли круизер. У нас Merry Fisher до 10 м – популярные катера для рыбалки и отдыха. Но 1295 Fly – впервые такой большой в этой серии. Он внешне уже не похож на “мэрий фишер” классический. Это солидный флайбриджный крейсер, с ходу и не поймёшь, что подвесные моторы – они же сзади спрятаны под платформой. Имидж этой лодки двоякий. С одной стороны, Jeanneau – бренд массовый, Beneteau Group, значит, не лакшери. С другой, 1295 Fly нафарширован как «бизнес-джет» моря. Думаю, владельцу придётся иногда объяснять: «Да, Merry Fisher, но флагман!». Зато потом, когда гости зайдут и увидят три каюты, флайбридж и бар – все вопросы отпадут. Этот катер даёт имидж человека разумного, не гонящегося за пафосом бренда, а берущего максимум функционала за деньги. Впрочем, сумма-то немаленькая, полмиллиона евро – просто конкурент такой мог бы называться Prestige 420 (дочерний бренд люкс у Jeanneau), а вы взяли Merry Fisher и сэкономили сотню-другую тысяч. В России Merry Fisher 1295 будет смотреться свежо и современно – особенно среди старых импортных лодок. Я бы сказал, имидж – «новатор». Подвесники на большом круизере – тоже элемент имиджа: кто-то посчитает это минусом («три висящих мотора, фи, не солидно»), а кто-то плюс («зато как удобно и практично!»). Тут уж ориентируйтесь на своё окружение: если для вас важнее продвинутые яхтенные тусовки – Marex или Targa дадут больше уважения. А если компания друзей не столь искушена – они просто скажут «вау, какая большая и классная яхта у тебя!», не вдаваясь, Merry Fisher это или Ferretti. 😁
 
Marex 330 Scandinavia – имидж скандинавской роскоши. Марка Marex не такая громкая, как Princess или Azimut, но в Европе это знак качества. У нас знающие тоже поймут, что владелец не просто так выбрал Marex – это заявка на «я люблю качество и уют». Можно сравнить с автомобилями: не Bentley, но, скажем, топовый Volvo или Audi – вроде не супер-люкс, а уровень чувствуется. Внешность Marex 330 строгая, современная: выглядывающие солнечные панели на крыше даже добавляют хай-тек шарма. В порту он будет привлекать взгляд не навязчивой роскошью, а элегантностью. Имидж владельца Marex – человек, который ценит скрытый комфорт. Он не будет кричать «я потратил кучу денег», он просто наслаждается. Среди яхтенных брокеров, кстати, о Marex говорят с теплотой: мол, норвежцы умеют сочетать дизайн и надёжность. Так что респектабельность обеспечена. Возможно, если вы причалите рядом с каким-нибудь более крупным итальянским круизером, ваша лодка потеряется в тени – ну, 33 фута всё же. Зато где-нибудь на Ладоге, в шторм, все взгляды будут на Marex: как он там, королева Скандинавии, идёт. А он пойдёт, не сомневайтесь.
 
Итого по имиджу: Хотите брутальности и статуса среди морских волков – Targa. Хотите баланс престиж/комфорт – Marex или Nord Star. Хотите быть белой вороной-новатором – Merry Fisher 1295. Просто приятный узнаваемый бренд без изысков – Jeanneau NC 11. Скрытый герой-работяга – Sargo. В любом случае, все эти катера – не ширпотреб, уже хорошо. Поверьте, куда бы вы ни пришли на любом из них, вы будете объектом интереса и вопросов, потому что выбор у нас сейчас невелик, и каждая новая лодка – событие на марине.
 

В заключение, как яхтенный брокер, дам пару советов, от души. Для частного покупателя в России, берущего катер через лизинг, важно чётко понять свои приоритеты. Лизинг – штука длительная, и лодка должна радовать все эти годы, а не только нравиться на бумаге. Если планируете ходить круглый год, не боитесь дождя и волны – берите одного из финнов или Marex. Они простят вам лишний шальной выход осенью и не превратят это в ЧП. Если же видите себя в основном на солнечной палубе с бокалом – смотрите в сторону Merry Fisher или NC, возможно Marex (у него тоже можно и позагорать, и укрыться).
 
Не забудьте про сервис: через 3-5 лет лодку надо будет либо выкупать, либо обновлять – и к тому времени её состояние зависит от вас. Лизинговая компания спросит, куда делись шторки и почему диван порван. 😅 В этом смысле функциональные интерьеры финнов легче содержать, там нет хрупких деталей, все ткани моющиеся. В Marex тоже всё качественное – но дорогую отделку легче поцарапать нечаянно. Merry Fisher – много пластика и электрики, придётся быть бережным, чтобы при продаже не всплыли неработающие примочки.
 
Ну и самое главное – ваше удовольствие. Как говорит мой саратовский дедушка (он, правда, про машины говорил, но к яхтам подходит): «Нравится – бери, не разберётся – продашь. А не нравится – не бери, сколько ни разбирайся, всё одно не полюбишь». Все шесть вариантов по-своему хороши, но любить вы будете один – свой. Я постаралась максимально честно их сравнить, с фактами и шуточками, надеюсь, картина прояснилась.
Желаю вам сделать правильный выбор и получить в лизинг не головную боль, а верного морского коня. Пусть ваш катер приносит радость, а штормы обходят стороной! С лёгким ветром и удачей в сделке,
Лилия Каратаева,
ваш яхтенный брокер.

Моторные яхты и катера бу в наличии