Общепризнанный ныне класс катеров «морской внедорожник» появился на яхтенном рынке еще во второй половине 80-х годов. Причем, длина этих лодок с развитым фальшбортом, огражденным высоким релингом круговым проходом вдоль бортов и рубкой-островом c «траулерными» лобовыми стеклами составляла в среднем 23-28 футов, что устраивало полицию, спасателей, пограничников и прочие спецслужбы на воде. Небольшие размеры позволяли развивать высокую скорость при достаточной мореходности, завидную маневренность и невысокие затраты на эксплуатацию, что немаловажно для государственных органов западных стран, привыкших считать деньги и отчитываться за них перед налогоплательщиками. Рыбаки, фермеры и дачники также восторгались этими утилитарными лодками, способными выручить в ненастную погоду.
Постепенно размерность таких катеров росла и именно гражданские покупатели «морских внедорожников» возжелали тогда получить повышенный уровень комфорта на борту. Дабы на рыбалке, на прогулке или при поездке на расположенную в живописном фьорде дачу семья и гости чувствовали себя как на дорогой моторной яхте. К моменту таких потребностей три ведущих финских игрока на этом рынке Botnia Marin, Sarins Batar и Linex-Boat Oy уже выпускали достаточно широкий модельный ряд катеров Targa, Minor (ныне Sargo) и Nord Star Patrol соответственно, поэтому дело оставалось за малым: создать прекрасный, удобный интерьер. В этом преуспели все, но покупатель хотел ещё больше – королевский простор на борту. Тут Sarins Batar споткнулся и остановился на 36 футах длины, а Botnia Marin и Linex-Boat Oy ныне предлагают самому взыскательному яхтсмену свои флагманы – яхты Targa 46 и Nord Star 49 SCY. Не так давно на рынок «морских внедорожников» ворвалась петербургская верфь Silverboats с удивительным алюминиевым катером North Silver 1440. Это тоже флагман компании и поскольку длина трех лодок различается всего на 60 сантиметров, объединим их в один обзор «королей морских внедорожников».
Внушительная яхта Targa 46 – пусть не смущает название Targa, что в переводе с итальянского означает «номер, табличка», поскольку финны не заморачивались в названиях, а просто всегда делали качественные лодки – имеет максимальную длину 15,11 метра. А это 49,6 фута, кстати! Внешность с плавной переменной седловатостью привального бруса, подчеркнутой резкой горизонталью надстройки с суровым рядом угловатых окон, произведет впечатление на всех, кто попадется на пути яхты. Стоп! Это же не патрульное судно спецназа, а лодка для отдыха на воде, но столь грозный вид способен отпугнуть многих лихоимцев на реках России. Стеньку Разина помните ещё? Российский NorthSilver 1440 с максимальной длиной 14,40 метра так же претендует на это место, однако, почти прямая линия привальника (тут лишь намек на седловатость) и подъем поясной линии окон в стиле катеров Sarins Batar привели к потере индивидуальности яхты, оставив только угрюмость.
Nord Star 49 SCYнастолько отличается от Targa и NorthSilver по философии подхода верфи к внешности флагманского «морского внедорожника», да и к общему комфорту на борту, что мы оставим эту яхту на заключительную часть обзора. Для возможности сравнения прогресса инженеров, технологов, дизайнеров Linex-Boat Oy, достигнутого при производстве 49 SCY, с тем, что на сегодняшний день предлагают конкуренты.
Если пилот вертолета береговой охраны получит задание задержать катер, то сверху он не отличит «Таргу» от «Сильвера» (на иллюстрациях видна опционная площадка за флайбриджем на Targa 46) и запросит дополнительную информацию. Кто же первичный в проектной работе? Первый NorthSilver 1440 сошел со стапеля весной 2015 года, а отличающаяся деталями от модели «46» яхта Targa 42 выпускается аж с середины нулевых, отсюда понятно, откуда. В смысле, откуда полное соответствие концепции и планировки лодок – это только китайцев россияне осуждают за плагиат. Российское яхтенное издание писало: «В начале июня состоялась презентация катера NorthSilver 1440, который поставил компанию в один ряд с европейскими фирмами с многолетней историей и непререкаемой репутацией, такими как финская Botnia Marin или шведская Nimbus». Причем тут никогда не строившая подобных лодок верфь Nimbus АВ непонятно, но в целом такое заявление весьма смелое. Что же, посмотрим поближе.
Купальная площадка NorthSilver 1440 опоясана бесполезным привальным брусом, поскольку питерские конструкторы выдвинули за его периметр кормовой якорь и нержавеющую лесенку. Такие «гениальные» решения только в понедельник с похмелья принимаются. Пара удобных ступеней и распашная калитка из полированных труб ведут в кокпит с двумя бортовыми рундуками-скамейками. Что на Targa 46? Площадка для купания сделана логичнее, ступени выглядят монументальнее, похожая калитка и попадаем в кокпит с двумя рундуками по бортам. Вот далее начинаются основные различия: катер NorthSilver 1440 проектировали с оглядкой на Targa 42/44, поэтому тут у кормовой переборки рубки рундук и далее ступени для подъема на флайбридж, куда мы ещё вернемся. На «Тарге» тоже похожая конструкция с иной архитектурой, но существует одно отличие: яхту Targa 46 можно заказать в варианте со скользящей стеклянной дверью в кормовой переборке.
Войдем в рубку-салон через сдвижную дверь по правому борту. Различия в компоновке поста управления столь незначительны, что их лучше отнести к вкусам и предпочтениям покупателей лодок. Единственный момент: на Targa 46 консоль над лобовым стеклом позволяет разместить там кучу дополнительных приборов и почему так не сделали питерские конструкторы, проектировавшие NorthSilver по финским калькам, непонятно. Да, на «Тарге» в зависимости от пожеланий заказчика устанавливаются как один, так и два широкоформатных дисплея навигационной системы, но многим понравится левая консоль NorthSilver, где смонтированы второстепенные органы управления. Планировка панели управления обусловлена отнюдь не различиями в компоновке катеров: поскольку вход в носовую каюту расположен одинаково слева, то рабочее место капитана судна – это просто различное видение финских и русских дизайнеров эстетики и эргономики «морского внедорожника».
Носовая каюта с двуспальной кроватью и санузлом по правому борту также различается расположением шкафчиков и общей архитектурой – кому что нравится. На обеих лодках между трапом и деревянной перегородкой гальюна лаз в дополнительное спальное место, расположенное поперек корпуса. Причем, оно ничем не отгорожено от каюты. Эта кровать, видимо, приглянется семьям с маленькими детьми, крепко засыпающими, пока взрослые продолжают общаться в салоне яхты в предвкушении ночи. Высота в этих помещениях достаточна, что бы стоять в полный рост, но на роль комфортабельной мастер-каюты владельца дорогой яхты они вряд ли претендуют. Может таковая в задней части корпуса?
Кормовые спальные помещения Targa и NorthSilver похожи настолько, что обычный человек, побывав на обеих лодках, на следующий день не сможет вспомнить различия. При спуске с трапа слева на полу в длинном как пенал отсеке лежит матрас для гостя или наёмного шкипера, справа дверь в каюту, а у самой кормовой переборки расположен гальюн с душем. Вот где мастер-каюта! – это восклицание кажется неуместным после открывания двери. Да, высота у входа достаточна и есть один платяной шкаф, но над широкой кроватью проем в свету уменьшается (на NorthSilver 1440 подволок уже неприлично давит на пространство, заставляя на карачках добираться до подушек), количество шкафчиков удручает, поэтому обилие дерева в отделке не исправляет положение. На Targa 46 и NorthSilver 1440 нет мастер-каюты и это не полноценные яхты в сознании многих покупателей! Отметим, что на Targa 46 с дверью в задней переборке салона вход в кормовую часть решен иначе, но общий вердикт это не меняет.
Поднявшись в салон моторной яхтыNord Star 49 SCY , опять видим полную идентичность компоновок: раскладывающийся в двуспальное ложе П-образный диван со столом по левому борту и камбуз у противоположной стенки. Собственно, это стандарт для десятков яхт подобных размеров и придумать нечто оригинальное тут невозможно. Хотя… Русские дизайнеры всё же придумали это нечто, и салон NorthSilver 1440 принизили, опустили, или как будет угодно это слово. Короче, встроили в кормовую часть салона нижнюю часть флайбриджа.
Флайбриджи Targa 46 и North Silver 1440 наконец показывают разный подход финских и русских конструкторов к проектированию флагманских яхт. Диван-лежанка (по противоположным бортам), стол, упор для ног и тиковое покрытие присутствуют у всех, а далее сказывается отношение верфей к своему клиенту. Основной покупатель финской Targa – это человек, который сам будет управлять судном и тут с эргономикой поста управления всё нормально. Главный же потребитель дорогих российских яхт NorthSilver лишь изредка будет садиться за штурвал на флайбридже, доверив сей сложный элемент наёмному шкиперу, поэтому вся навигационная электроника и органы управления, включая рукоятки ДУ, расположены с чувством глубокого презрения к этому холопу. Видимо на верфи к моменту проектирования флайбриджа всех хоть немного знакомых с эргономикой дизайнеров уже уволили.
Специалисты Linex-Boat Oy посмотрели на эту возню конкурентов и сделали из «морского внедорожника» настоящую роскошную яхту. До этого многие покупатели поглядывали на субтильные Fairline, Galeon и прочие Princess, умиляясь обилию света в салоне от дополнительных окон. Дизайнеры Linex сотворили чудо, совместив такие окна с мужественной внешностью нового Nord Star 49 SCY. Каждая линия этой яхты, начиная с классического изгиба форштевня до резких росчерков окон рубки, от хищной нацеленности мощного привальника до четких вертикалей релингов, выверена настолько тщательно, что изменить что-то в лучшую сторону уже немыслимо. Глянули? Тогда взойдем на борт.
Первое различие с предыдущими лодками – вход с купальной платформы в кокпит. На49 SCYдве калитки с двух сторон роскошного кормового дивана – это вам не рундуки по бортам на предыдущих лодках, тут и в приличной компании приятно посидеть. ЯхтаNord Star 49изначально проектировалась с дверью в задней стенке рубки, поэтому эта переборка уже не переборка, а композиция из трех сдвижных стеклянных секций, способных объединить салон в единое пространство с кокпитом. Поэтому полностью оборудованный П-образный камбуз с огромной столешницей – и почему она такая большая? – встречает нас у входа – это решение позволяет при ласковой погоде устроить вечеринку на свежем воздухе, а при нахмурившемся небе приготовить и подать ужин в кают-компанию, что расположена по левому борту салона. Даже в пасмурный день тут светло, благодаря упомянутым выше стильным окнам в бортах рубки и, конечно, стеклянной задней стенке.
Пост управленияNord Star 49 SCY – это собственно приборная панель и два подрессоренных кресла на полукруглом постаменте, поэтому лучше назвать его капитанским мостиком. Интересная деталь: на NS 49 правая сдвижная дверь вдвое шире, чем на всех остальных «морских внедорожниках». Благодаря этому пассажир сможет выйти на палубу за спиной капитана, не отвлекая его от управления судном. Управлять же вполне комфортно: пульт ДУ двигателями и фирменный джойстик Volvo-Penta в удобной зоне на консоли справа, слева 7-дюймовый дисплей Volvo-Penta EVC и три ряда клавишных переключателей (учите матчасть!), а посредине регулируемый по углу наклона штурвал. Поскольку NS 49 позиционируется как яхта semi-custom, то навигационное оборудование владелец волен выбирать сам и все картплоттеры с дисплеями установят в специальный короб с оптимальным углом наклона. В традиционную для Nord Star панель над ветровым стеклом при желании заказчика встроят еще массу необходимой морской электроники.
Порулили, перекусили, а где же отдохнуть? Эффектный закручивающийся трап ведёт на нижнюю жилую палубу. В носовой каюте масса натурального дерева в отделке, прекрасная кровать queen-size, возвышающаяся посредине, два платяных шкафа, иллюминаторы в бортах и круглый прозрачный люк в подволке. Вот она, настоящая мастер-каюта, – воскликнет внимательный читатель этой статьи, узнавший почти всё о Targa 46 и NorthSilver 1440. Фигушки, – ответят ему конструкторы Linex-Boat Oy и предъявят главный аргумент: мастер каюта настоящей яхты должна иметь собственный санузел, а гальюн в коридорчике на нижней палубе предназначен для всех.
Главным аргументом дизайнеров Nord Star служит вход в настоящую мастер-каюту настоящей моторной яхты Nord Star 49 SCY! Где апартаменты владельца занимают всю ширину корпуса от борта до борта, а с каждой стороны встроены большие окна для любования морской панорамой. Да, на 45-50-футовых лодках такое встречается, но на «морских внедорожниках» никогда! Немыслимое количество шкафов и комодов позволят уложить всё необходимое для дальнего путешествия или для жизни на борту яхты, пришвартованной в марине. И, конечно, вход в ванную комнату с просторной душевой кабиной, элегантным умывальником, зеркальным и кучей деревянных шкафчиков, лишний раз подтверждают владельцу, что он обладает не приспособленным для отдыха рабочим судном, а роскошной яхтой. Небольшой штрих: в душевой кабине есть своя раковина из нержавейки и отдельные краны с водой для любителей чистить зубы под душем. Даже на супер яхтах такое не часто встречается!
Да, совсем забыли о большой столешнице на камбузе! Она откидывается – вот чего никогда не подумаешь – и под ней обнаруживается трапик в кубрик наемного экипажа с одним прямоугольным окошком как в мастер-каюте, иллюминатором и рундуками. Если доверяете свою яхту и свою жизнь другому человеку – создайте для него все условия и будьте спокойны!
В завершение немного о технике. Алюминиевый катер NorthSilver 1440 проектировался под установку двигателей с откидными колонками, поэтому пока тут монтируются только моторы Volvo-Penta D6-370. Финский стеклопластиковый Targa 42 также изначально создавался для подобной силовой установки, но удлиненная модель Targa 46 предусматривает возможность применения системы Volvo-Penta IPS с днищевым винто-рулевым комплексом. На Linex-Boat Oy пошли дальше, и как базовую комплектацию представляют яхту с IPS, однако по желанию заказчика на верфи смонтируют и привычные моторы с угловыми колонками, что для желающих сэкономить или плавать по неизведанным мелководным местам окажется предпочтительнее.