Подготовка яхты к зимнему хранению (большая статья)
Судна в средней полосе требуется консервировать на зиму. Сегодня поговорим о правилах подготовки яхт к зимнему хранению и затронем особенности технического обслуживания судов.
Подъем и установка на кильблоки
В первую очередь строго не рекомендуется оставлять судно на плаву — яхту или катер обязательно требуется поднять из воды. При подъеме судно устанавливается на кильблоки, предназначенные под конкретную модель — в противном случае есть риск опрокидывания яхты или изменение геометрии корпуса в процессе хранения.
Варианты для зимнего хранения следующие:
● Открытое хранение — наиболее бюджетный вариант. При открытом хранении корпус судна обрабатывается защитными составами или грунтовкой на период хранения, а верхняя часть затягивается термоусадочной пленкой. Судно размещается носом на юго-запад для равномерного прогрева бортов солнечными лучами в течение дня.
● Хранение в крытом помещение — подходит для мало- и среднегабаритных яхт. Большим преимуществом считается стоянка в отапливаемом помещение — это предотвратит влияние низкой температуры на резиновые и деревянные изделия, а также техническую часть судна.
● Стоянка в эллинге — наиболее дорогостоящий вариант, часто предполагающий наличие обслуживающего персонала для ухода за яхтой при хранении.
Перед консервацией судно полностью очищается и ремонтируется, после чего проходит полное техническое обслуживание. Независимо от выбранного варианта, требуется максимально предотвратить воздействие на яхту ультрафиолета, влаги и перепада температур.
ТО двигателя и топливной системы
Консервация проводится как для стационарных, так и подвесных двигателей. В первую очередь с двигателя сливается масло и антифриз, после чего системы смазки и охлаждения промываются. Далее устанавливаются новые воздушный, топливный и масляный фильтры, и заливаются консервирующее масло и антифриз.
Важно! Строго не допускается оставлять двигатель без внимания на весь период хранения. Крайне рекомендовано раз в пару недель проворачивать коленвал мотора для смазывания агрегатных узлов и восстановления масляной пленки. Это предотвратит риск внутренней коррозии и окисления.
Стационарные баки топливной системы полностью заполняют горючим, переносные и дополнительные — демонтируют и хранят отдельно. При заливке топлива на зиму в бак рекомендуется залить цетан- или октан-корректор, в зависимости от типа горючего — это предотвратит разложение ГСМ на фракции в период хранения.
Кроме того, при ТО двигателя и навесного следует уделить внимание расходникам. Все резинотехнические изделия необходимо обработать силиконом или глицерином, а резьбовые детали — разобрать, очистить от ржавчины, смазать и установить обратно.
Электроника и электрика
Аккумуляторную батарею, радиолокационное оборудование и прочую электронику на период хранения демонтируют. Все электроразъемы и клеммы очищаются от окисления, также проверяются все электромагистрали на герметичность и наличие обрывов.
Стартер судна требуется обработать составом, вытягивающим влагу. Кислотные аккумуляторы для двигателя и периферийного оборудования в период хранения требуется подзаряжать не реже 1 раза в месяц, щелочные батареи перед хранением наоборот следует разрядить.
Обслуживание экстерьерной части судна
Перед отправкой судна на консервацию требуется очистить и отремонтировать корпус. Процедура обслуживания напрямую зависит от материала изготовления яхты:
Деревянные — очищаются от водорослей, ракушек и отложений. Очищенный корпус дефектуется, после чего производится сушка и локальный ремонт при необходимости. Затем древесина покрывается олифой или другими защитными составами. При появлении древоточцев поверхность судна обрабатывается 10-процентным раствором медного купороса.
Металлические — корпус очищается от грязи внутри и снаружи. Дюралевые поверхности очищаются от окислов, на стальных устраняются очаги коррозии. По периметру судна производится локальный косметический ремонт, открытые участки металла на зиму обязательно покрываются защитной грунтовкой.
Стеклопластиковые — корпус моется неабразивными чистящими составами, после чего полируется. Для стеклопластиковых судов обязательно проверить наличие осмоса, если плавсредство долго находилось в соленой воде. Определить это можно по характерному запаху уксусной кислоты, а также вспучиванию краски. В таком случае пораженные участки зачищаются, после чего пустоты заполняются полиэфирной смолой с наполнителем, а затем поверхность покрывается грунтовкой и необрастающей краской.
Кроме того, на данном этапе производится снятие мачт и рангоутов, а также подготовка паруса к хранению. В большинстве случаев рангоуты демонтируются и подготавливаются к хранению отдельно от яхты. Все съемные элементы также демонтируются и очищаются от очагов коррозии или гниения: деревянные мачты обрабатываются олифой, металлические — покрываются парафиновой смазкой. Хранить рангоуты необходимо в горизонтальном состоянии, при этом использовав максимальное количество подпорок, чтобы предотвратить изменение геометрии под силой тяжести.
Паруса обязательно снимаются и хранятся отдельно от прочего оборудования. Перед отправкой на хранение паруса стираются и очищаются от плесени и грибковых образований, после чего просушиваются. Строго недопустимо хранение парусов в мятом или влажном состоянии.
Такелаж, швартовые, якорные концы, а также тросы демонтируются, очищаются и высушиваются, после чего проходят дефектовку. Деформированные или заржавевшие элементы подлежат замене, прошедшие дефектовку — обрабатываются смазочными или защитными составами и отправляются на хранение.
Интерьер и периферия
Мебель и гарнитур демонтируется и хранится отдельно от яхты в теплом помещении. Внутренняя отделка и мягкая обшивка очищаются неабразивными и дезинфицирующими средствами, после чего просушиваются. Стекла и зеркала обрабатываются синтетическими или спиртовыми составами, натуральное дерево — любой подходящей пропиткой или маслом.
Из водопроводной магистрали сливается вся жидкость, а система просушивается сжатым воздухом. Для очистки водопровода от отложений можно промыть систему перед консервацией теплой водой с раствором соды. При хранении все краны в судне должны быть открыты.
Также необходимо слить все жидкости из туалетного бачка и бака с отходами, и при необходимости промыть или продезинфицировать систему. В туалетный бачок на период хранения заливается чистая вода, смешанная с антифризом, при хранении судна на улице — антифриз.
Важно! Во время консервации у судна должны быть открыты вентиляционные отсеки для ротации воздуха.
Что в итоге?
Неправильное хранение судна может привести к серьезным последствиям буквально за один сезон. Для сохранения эксплуатационных характеристик обязательно поднимайте яхту из воды, полностью проводите технические и косметическое обслуживание. Не подвергайте судно дополнительным нагрузкам или воздействию внешних факторов — влаги, солнца и перепада температур.
Подпишитесь на нашу рассылку
Даю согласие на обработку персональных данных и
соглашаюсь с политикой конфиденциальности