-->
Какой катер лучше - стеклопластиковый или алюминиевый?
Мифы и правда о пластиковых катерах
В статье, которая была посвящена катерам, изготовленным из алюминия, я обещал то, что в скором времени буду рассматривать тему судов из пластика. В этой области немало стереотипов, которые нужно развеивать, чтобы не вводить в заблуждение тех, кто желает обзавестись такими средствами передвижения.
Я недавно был в небольшом походе, по программе которого дважды было выполнено пересечение Ладожского озера. В команде присутствовало 3 катера, и один был именно пластиковый.
Особенности
В России такой материал, как пластик по техническим характеристикам и эксплуатационным свойствам значительно уступает алюминию. Однако это не мешает многим людям вести дискуссии по тому, какие полотна лучше всего. Сразу стоит обратить внимание на то, что любая оценка в рамках критерия – эта лучше той, будет заведомо обреченной. В целом, на российском рынке можно редко встретить пластиковые лодки, а вот на мировом уровне им отдают предпочтение порядка 80% покупателей.
Моя личная позиция такова. В разные периоды времени в постоянной эксплуатации я пользовалась тремя пластиковыми корпусами. Самый первый катер Bella 652 был приобретен в 2006 году. Покупка была осознанная. Выбрал именно этот вариант из-за того, что получил немало негативных впечатлений от алюминиевого судна North Silver Eagle Star Cabin русского производителя катеров.
Я был настолько разочарован, что в течение последующих 9-ти лет я не воспринимал всерьез алюминиевые катера. Сейчас я смотрю на всю эту ситуацию по-другому, и не так радикально делаю разделение между моделями, но я могу причислить себя к фанатам пластиковых корпусов. Конечно, большинство из них предпочитают пользоваться круизерами и моторными лодками, а в их производстве пластик является традиционным материалом. Если рассматривать подборку катеров для рыбалки или обычных конструкций длиной до 8 метров, то перевес вряд ли будет таким очевидным.
Поэтому, когда вам придется услышать то, что фанат пластика скажет, что таких корпусов более двух третей по всему миру, то нужно помнить – данная информация не так однозначна, как кажется. Все зависит от региона эксплуатации, а разделение в основной массе будет на:
• рыбалку в пресной воде – АМГ;
• пребывание в соленой воде – пластик.

Многие выбирают именно пластмассу в том случае, если в планах передвигаться по морским волнам и пребывать в портах в течение длительного времени. Это объясняют тем, что именно пластиковые корпуса обладают лучшими мореходными качествами, а значит, и их владельцы могут чувствовать себя более уверенно. На 50% данная информация является верной. В реальности, основная причина такого подразделения заключается в другом.
По всему миру большая часть лодок длительное время стоит на воде. Естественно это там, где она не замерзает в течение всего года. Там, где видна разница между летним и зимним сезонами, нужно более тщательно подходить к выбору плавсредства. Покупка пластика объясняется тем, что он обладает устойчивостью к соленой воде, что значительно продлевает срок службы. В случае с АМГ при постоянном нахождении в таких условиях, в скором времени могут возникнуть проблемы с материалом.
Почему пластик обладает лучшими мореходными качествами? Он намного лучше поддается формовке, соответственно конструкции имеют сложные формы, особую геометрию днища, что действительно ускоряет их передвижение по волнам. Однако, все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Наличие обводов на корпусе, килеватости и реданов положительно отображается на движении, но только в конкретной ситуации. К примеру: если выбрать определенный режим, скорость.
Когда плавание осуществляется в условиях, когда слишком сильно ощутимо волнение и может быть резкая ветровая волна, то в учет берут два ключевых параметра.
1. Показатель килеватости. Угол килеватости является доступным для корпусов из алюминия и пластика. В обоих случаях оба варианта считаются равносильными, и у одного нет преимущества над другим.
2. Вес корпуса. Это тема сложная, достаточно скользкая. На него могут повлиять множество факторов. А именно, наличие большого веса, а также центра тяжести смещенного к миделю, обеспечивает равномерное движение даже по резким волнам. Конструкция будет плавно двигаться даже в шторм. Преимущество остается за материалом – АМГ. В свою очередь у пластиковых лодок: боле сложные обводы на корпусе, за счет чего удары о волны будут менее ощутимы. Соответственно путешествие на таком катере окажется комфортнее.
Проведение таких обобщений вряд ли можно назвать благодарным делом. Нужно оценивать не общие суммарные характеристики, а сравнивать конкретно взятые модели и определенные условия, в которых они будут находиться. Только таким образом можно получить реальное представление о конфигурации, комплектации, а также об эксплуатационных свойствах оборудования.
Конечно, имеются базовые параметры, за счет которых можно добиваться улучшения показателей, но опять же, все будет зависеть от изготовителя. Имеются примеры, когда АМГ корпус вел себя на воде самым лучшим образом, можно даже сказать безупречно, а пластик смог перечеркнуть все привычные о нем представления. Поклонники таких моделей утверждают то, что он тихо движется, но на это может повлиять:
• конфигурация;
• комплектация;
• форма деталей корпуса.
Также для пластика характерно появление шлепков во время передвижения по волнам, а вот АМГ создает жесткие и глухие удары. В рассмотрении конкретной модели, пластиковые корпуса могут аналогично жестко принимать волны на борта относительно алюминия. Есть ключевой аргумент против пластмассы. Некоторые капитаны считают, что на таком судне невозможно подойти к береговой линии, которая:
песчаная;
• галечная;
• скальная.

Эту информацию невозможно назвать верной на 100%. Подплывать вполне возможно, только необходимо сделать это аккуратно, учитывая ряд важных нюансов. Например, лучше, если на корпусе будет присутствовать защита форштевня и не желательно оставлять лодку стоящей на киле в период прибоя. Из-за этого днище будет колыхаться по дну. Эта ситуация может негативно отразиться и на алюминиевом корабле. Допустимо размещение в двух вариантах.
1. Лодка не должна касаться дна.
2. Если корпус вытащили на сушу, то он должен быть совершенно неподвижным.
В реальности не все так страшно. При частых парковках на скальном побережье, страдает именно берег, а не катер. В этом нет ничего фатального, а проблема заключается в том, что может быть утеряна эстетичность конструкции, и не более. Этот момент можно сравнить с ездой на автомобиле по узким лесным дорогам, где жесткими ветками будет постепенно царапаться кузов. Это неприятно, но не критично.
Могут ли появиться серьезные повреждения? Какой материал более подвержен их появлению – пластик или алюминий? После того, как произошло столкновение с подводными объектами, например, камнем, затонувшим судном и т.д. пластик будет более устойчивым, чем алюминий. Это зависит от структуры материалов. На первый взгляд может показаться то, что пластик менее прочный, но на практике скользящий удар может оставить только потертость, а дно не будет пробито. Эту ситуацию называют – корпус сыграл. Даже при сильном столкновении, пробитый борт не отразится на геометрии всего корабля. К тому же пластик намного проще починить.
Это позволяет перепродавать катера после затопления, даже если они были с серьезными повреждениями, образованными из-за плавания во время урагана. Владелец лодки получит страховку, сможет продать остатки корпуса за незначительную сумму. Для восстановления такие объекты продают в третьи страны под слоганом – не битый, не крашеный.
Стоит заметить, что еще 15 лет назад эта схема работала просто превосходно, а на сегодня стала давать сбои, так как многие мореплаватели знают ее особенности, подводные камни. Когда я был брокеражом круизных катеров и моторных яхт, нередко попадал в такие истории.
Качество и срок службы
Эта тема не менее сложная, как остальные. Любые обобщения могут создать неверное впечатление о конкретном положении дела. Не один раз приходилось слышать то, что пластиковые катера на территории РФ только низкого качества. Однако, конкретного, объективного подтверждения этой информации нет. В качестве опровержения нужно подчеркнуть то, что производители, которые уверенно стоят на ногах и длительное время выпускают в свет модели лодок, задействуют компоненты:
• изготовленные по современным технологиям;
• выполненные на основе высококачественного сырья;
• соответствующие международным стандартам качества.
Возникающие проблемы могут касаться: эстетичности, качества сборки, форм деталей корпуса, но не самого пластика. Как уже было сказано, этот материал легко поддается восстановлению, а значит, его можно починить и сделать из старого средства передвижения по воде – новое.
Между пластиковыми и алюминиевыми корпусами есть существенное отличие – наличие характерного запаха. У пластиковых конструкций в каютах действительно неприятно пахнет, и этого недостатка не лишены все модели. Избавиться от него непросто, но возможно. Выбирая корабль по внешним данным, я никогда не кривил носом при виде сварных швов. В некоторых случаях такие нюансы придают лодкам брутальность, мощность и массивность. Пластик же смотрится более нарядным, так как у него отсутствуют угловатости, вычурность в дизайне. Если вам важно купить катер, который будет привлекательным, стильным и без недостатков, то алюминий не ваш вариант.
Есть немало споров о показателе гигроскопичности материалов. Тема тонкая и важно понимать что гигроскопичность – это способность полотна впитывать воду. Если выражаться более подробно, то находясь в воде в течение длительного времени, катер будет постепенно впитывать влагу, а это скажется на увеличении его веса, снижении скорости и на других показателях. Именно я не могу сейчас привести конкретные цифры, так как все зависит от физических свойств материала. Эксперты скажут, что пластик имеет такое свойство, но чтобы доказать этот факт, необходимо выполнить реальное взвешивание конструкции до пребывания в воде и после.
Есть и реальные проблемы, которые может принести лодка из пластмассы. Речь идет не о малейшем увеличении веса, а о том, что структура сырья будет постепенно разрушаться, если эксплуатация осуществляется в воде отрицательной температуры. Соответственно не стоит оставлять катер на хранение на зимний период спущенным на воду или для стоянки нужно использовать отапливаемые эллинги.
На моем опыте было немало реальных фактов, из-за которых лодки выходили из режима глиссирования и заметно теряли скорость после того, как длительно пребывали в воде. Были и неисправности после зимнего хранения, низ корпуса обрастал водорослями, ракушечником, что приносит еще больше зла.
Итоги
Можно ли сделать вывод о том, что у пластика есть преимущества перед алюминием? Ответ будет и да, и нет. Если учесть все вышесказанное, то я бы порекомендовал катера из пластика тем, кто предпочитает хранить корабль в воде или постоянно или большую часть года. А также это будет отличный выбор для капитанов, которые:
• выбирают плавательное средство не только по техническим характеристикам, но и по эстетичности;
• не планируют подходить к необорудованным береговым линиям;
• не встают на ночную стоянку, размещая лодку уткнув ее носом в пляж.
Пластик подходит для ежедневных выездов. Это своего рода круизер нежели экспедиционка, плавсредство на выходной день, а не для работы. Что касаемо мореходных качеств, способности с комфортом двигаться во время небольшого шторма и т.д., то нужно рассматривать определенные модели, а не только материал, из которого они изготовлены.
Помимо традиционных вариантов – пластик и алюминий, в продаже поступают лодки, изготовленные из ПНД. Вряд ли можно назвать эту технологию модной или инновационной, но в России такое оборудование не нашло особой популярности, несмотря на то, что эти товары могут обойти и алюминий и пластик по всем критериям. Почему? У меня есть опыт в этом деле, но об этом будет рассказано позднее.