-->
Не рыбой единой. Катер Nord Star 26 ОВ.
Не секрет, что большинство лодок в России используется владельцами как рыболовное судно. В разной степени. Кто-то отдает любимому увлечению всё проведенное на воде время, кто-то включает рыбалку в программу дальних походов или краткого отдыха в уикенд, но снасти есть, практически, на каждой лодке. Поэтому относительно состоятельные и состоявшиеся люди, которые могут позволить себе купить для отдыха универсальный катер 8-метрового класса, при выборе такой лодки смотрят не только на дизайн, динамические характеристики и комфорт на борту, но и приспособленность для рыбалки. Аналогично это работает и в «обратную сторону»: заядлые рыбаки хотят владеть комфортабельной быстроходной лодкой, пригодной и для семейных путешествий и для прогулок с компанией друзей.

Как пример рассмотрим три различающихся по концепции катера, обладающих, тем не менее, общими чертами. Это серьезный, если не сказать мужественный, внешний вид, приспособленность для дальних походов в виде гальюна и камбуза, наличие второй спальной каютки, возможность установки спаренной силовой установки, достойные мореходные качества и просторная палуба для свободного обращения со спиннингом. Ну и различие в длине у них укладывается в какие-то 35 сантиметров. Итак, перед вами финский мастер покорения водных пространств Finnmaster 8 Pilot, французский охотник за марлинами и прочими окунеобразными Jeanneau Merry Fisher 855 Marlin и авторитетный финский специалист во всех областях морского дела Nord Star 26 OB Patrol.



Внешность высокобортного Finnmaster 8 Pilot вызывает массу эмоций: он внушает уважение и уверенность в безопасности, катер красив и стремителен, несмотря на модный отрицательный наклон лобового стекла. Эффектные черные вставки в бортах, окаймляющие большие окна в каютах, безукоризненный ритм стоек релингов, крыша рубки, очертаниями повторяющая линию привальника – всё это подтверждает, что дизайнеры верфи окончательно ушли от уныло-безликого образа типичного «Финнмастера».
Ассиметричная компоновка катера с широким боковым проходом справа и потопчиной по левому борту - часть так называемого Smart Design – концепции, заложенной в Finnmaster 8 Pilot еще на стадии проектирования. Как пишут сами финны: «Это означает, что мы адаптируем форму к содержанию, чтобы облегчить жизнь в море независимо от того, для чего вы используете свою лодку». Кокпит катера велик не только для вечерних посиделок за столом, но и для активного отдыха вроде дайвинга и рыбалки. Тем более, что со спиннингом можно подойти к обоим бортам: в правый встроены держатели для кранцев, а в левый за дополнительную плату монтируется откидная лавка. Надо учесть, что стол, подушки на кормовой рундук и на откидную лавку входят в список опций и заядлому рыбаку не очень нужны. Вот дополнительный пост управления в кокпите – это мечта каждого и заказать эту опцию стоит заранее. В плюсах стандартного оснащения прозрачная задняя переборка, где две створки сдвижной стеклянной двери позволяют объединить кокпит с салоном в единое пространство.
Просторный и светлый салон – вдобавок к панорамному остеклению тут два прозрачных сдвижных люка на потолке – имеет типичную для катеров этого класса планировку: раскладывающаяся в дополнительные спальные места динетта по левому борту и пост управления с камбузом справа. Под кормовым диванчиком динетты выдвижные ящики для всякой всячины, а спинка переднего дивана традиционно перекидывается вперед-назад. В стандартное оснащение кухни входит мойка из нержавеющей стали, портативная газовая плита и 50-литровый холодильник под водительским сидением. За дополнительную плату вам установят дорогую дизельную плиту Wallas 800 и пристроят бак для солярки.

Пост управления Finnmaster 8 Pilot с обзором в 360º лаконичен и удобен. Сверху на панели дисплеи контроля двигателя или двигателей, ниже 12-дюймовый картплоттер, ещё ниже ряд клавишных переключателей. Оффшорное кресло водителя оснащено продольной регулировкой и массивным откидным валиком в виде подковы – управлять лодкой комфортно и сидя и полустоя, оперевшись пятой точкой на эту подкову. Под ногами водителя откидная площадка-ступенька. Она помогает вести катер стоя, высунув голову в сдвижной люк, служит опорой для ног сидящего шкипера и ступенью для выхода из салона на палубу, а в откинутом положении позволит стоять за штурвалом в полный рост. Широкая сдвижная дверь помогает швартоваться в одиночку, а на полном ходу мгновенно проветривает салон.
На полуровня ниже находятся жилые помещения Finnmaster 8 Pilot. Справа деревянная выгородка весьма просторного для катеров этого класса гальюна с прямоугольным окном. Слева за занавеской на удивление большая гостевая (или детская) каюта со шкафом и диванчиком, возле которого можно стоять в полный рост. Небольшая часть широченной (около 1,3 метра) кровати уходит под пайол рубки, но над остальной площадью высота до потолка вполне приличная: по-пластунски до подушек пробираться не надо. Гостей и детей порадуют огромное окно в борту и полка для мелочевки вдоль всей каюты. Носовая каюта владельца имеет ассиметричную планировку с кроватью по диагонали, платяным шкафом и мягким сидением у левого борта. А главное здесь – это стильные окна в бортах (помните о черных вставках снаружи лодки?), заливающие светом и играющими на воде бликами всю каюту.
Французы проектировали свой Jeanneau Merry Fisher 855 Marlin исходя из иных принципов. Для семейных плаваний у них есть линейка «просто» Jeanneau Merry Fisher, а Marlin создавался для истинных поклонников рыбалки, что отражено в названии. Для тех рыбаков, которые в угоду своему увлечению не готовы жертвовать комфортом на борту. С 2018 года катер будет называться 875 Marlin, но это не более чем маркетинговый ход, поскольку максимальная длина 8,25 метра остается неизменной. Треть этой длины занимает кокпит, отсюда и специфическая внешность лодки со значительно смещенной в нос рубкой. Особых изысков в экстерьере Jeanneau нет, тем не менее катер выглядит пропорционально, крепко и даже симпатично – такой здоровячек, готовый к любым приключениям.

В отличие от «Финнмастера» Jeanneau Merry Fisher 855 Marlin построен как полноценный walkaround cо свободным проходом вокруг рубки. При трехметровой ширине лодки такое решение уменьшает полезную площадь рубки-салона, но для рыбака это истинная находка: можно ходить вдоль любого борта в процессе вываживания крупного хищника на спиннинг. А уж детишкам во время прогулок на катере walkaround сколько радости прибавится от возможности побегать в догонялки по всему судну! Ещё одно приятное дополнение на Marlin – это мягкая скамейка, отформованная в крыше носовой каюты, на которой романтично сидеть и на полном ходу и на стоянке, любуясь закатом.
Кокпит Jeanneau 855 Marlin по компоновке не отличается от Finnmaster. Такая же калитка справа для выхода на кормовой кринолин, такой же диван с рундуком и откидная скамейка в зашивке левого борта (здесь есть скамейка и в правом борту), но есть одна фирменная фишка. Кормовой диван сдвигается вперед по направляющим в пайоле, что позволяет вплотную подойти к транцу, куда встроен разделочный стол для рыбы с двумя углублениями-мойками и аэрируемый садок. Всё для счастья рыболова! Еще одно преимущество сдвижного дивана – это возможность устроить солярий почти на всю площадь кокпита. Вот только отсутствие леерного ограждения кокпита не придает уверенности в полной безопасности.
Катер Jeanneau Merry Fisher 855 Marlin выпускается в двух исполнениях рубки с двумя или тремя дверями. В первом варианте у кормовой переборки в салоне размещается диван и в кокпите мягкая скамья, во втором прозрачная кормовая переборка оснащена сдвижной дверью, продольный диванчик находится за пассажирским креслом, а по левому борту есть откидная скамейка. В обоих вариантах на катере есть дополнительная спальная каюта, если, конечно, так можно называть это помещение, от которого будут без ума те же детишки. Человек несведущий сразу и не найдет эту «потайную комнату», а детям такое расположение каюты только в радость. В одном случае поднимается среднюю часть кормового дивана под которым обнаруживаются две койки вдоль бортов – по-яхтенному «гробы». Во втором варианте откидывается боковой диванчик, но койка здесь только одна.
Носовая каюта сделана традиционно – диагональная двуспальная кровать и небольшой гальюн с правой стороны. Такие каюты часто встречаются на катерах 6,5-метрового класса и для солидного Jeanneau Merry Fisher 855 это просто позорище. Да и приватность обеспечивается лишь занавеской и деревянным сдвижным капом, играющим роль разделочной доски на камбузе. Сам компактный кухонный уголок расположен в углу под лобовым стеклом и оснащен всем необходимым: одноконфорочной плитой, глубокой пластиковой мойкой и яхтенным холодильником. По правому борту пост управления, по компоновке похожий на Finnmaster 8, только поуже. Но ведь и рубка-салон на Jeanneau 855 гораздо меньше.

Если макетологи Jeanneau называют свой Marlin аббревиатурой SUV – Sport Utility Vehicle – «спортивно-утилитарный автомобиль», или «кроссовер» по европейской классификации, то финский Nord Star 26 OB Patrol - общепризнанный «морской внедорожник». Эти катера зарождались как суда для выполнения патрульных и спасательных операций в открытом море, отсюда в названии присутствует слово Patrol. Но вследствие их безопасности, отличных мореходных качеств и удобства эксплуатации в различных сферах «морские внедорожники» завоевали популярность среди любителей отдыха на воде и верфь Linex- Boat Oy начала строить лодки с повышенным уровнем комфорта и улучшенной отделкой. Катер Nord Star 26 OB вначале выпускался только со стационарным дизельным двигателем Volvo Penta, но в связи с последними тенденциями появилась версия с подвесным мотором, что прибавило к названию ОВ – Out Board.

Внешность NS 26 OB Patrol самая серьезная из нашей троицы. Обратите внимание, что катер лишь чуть длиннее и даже уже чем Marlin 855, но насколько солиднее выглядит и при этом не является плавающим «утюгом» – стремительности и динамичности в облике предостаточно. При первом же взгляде на Nord Star ни у кого не остается сомнений, что он способен выполнить любые задачи в любую погоду. В отличие от предыдущих лодок на 26 ОВ моторы подвешиваются на выносном транце, что помогло сразу «убить кучу зайцев». Во-первых, на катере есть полноценная купальная платформа, а не пара маленьких кринолинов, во-вторых, это огромная (3,5 м²) площадь квадратного в плане кокпита, в-третьих, большой люк в безразмерный багажник на месте двигателя в варианте NS 26 со стационаром, и, наконец, вынос моторов дальше от миделя придает катеру просто фантастическую маневренность.
Катер также построен по схеме walkaround с круговым проходом вдоль бортов, огражденным высокими надежными релингами. Попавшая на палубу при ливне или во время шторма вода мгновенно сливается за борт, поскольку осушение происходит не через шпигаты в проемы калиток для выхода на кормовую платформу. А что это за окошко под лавкой у задней стенки рубки? Для того что бы выяснить, зайдем внутрь. В кормовой части салона расположен уютный П-образный диван и если при комплектации катера заказать вертикальный пиллерс, по которому с рабочего положения до подволка поднимается стол, или просто установить столик на кронштейне, то здесь удобно расположится весь экипаж. Откидывающаяся средняя часть дивана открывает доступ в кормовую каюту с тем самым иллюминатором, что заметили в кокпите. Кровать здесь вполне «взрослая» – 190 х 118 сантиметров, да и высота от матраса до потолка позволяет чувствовать себя комфортно.
Носовая каюта отгорожена от суеты салона деревянной двустворчатой дверью и крышкой, выполняющей роль штурманского стола для карт. Ассиметричная кровать в левой части от зеркала до платяного шкафа имеет длину два метра и если на закладные уложить в проем специальную подушку, получается диагональное ложе для баскетболиста ростом 2,30. По правому борту находится гальюн, где можно умываться стоя перед раковиной из нержавейки, а не сидя на унитазе, настолько он просторный в отличие от множества подобных лодок. Раз уж заговорили о гальюне, вспомним и о камбузе. На Nord Star 26 OB он состоит из трех частей. Двухконфорочная газовая плита спрятана под деревянной крышкой в панели перед пассажирским креслом, если же откинуть это кресло, то там обнаруживается мойка из нержавеющей стали (уложив мягкие подушки на откинутое кресло, мы получаем дополнительное спальное место). Ну и холодильник традиционно для подобных катеров занимает место под водительским креслом.
Пост управления Nord Star 26 OB– высота здесь 1,98 метра – разительно отличается от таковых на вышеописанных лодках – это рабочее место настоящего морского волка! Причем тщательно отделанное вставками из ценных пород дерева. Вдобавок к основной панели приборов есть деревянный короб под потолком, куда без проблем встраиваются дополнительные приборы, радиостанция, магнитола и прочее оборудование. В середине короба вырезан фигурный проем отсека для бумажных навигационных карт – куда же без них в открытом море…